56STUFF.ru - Главная

 56stuff.ru 

 пресса 

 math geek для nightout.ru 

новости

события

релизы

артисты

слушать

смотреть

читать


Math Geek для NightOut.Ru: «Музыка — способ поймать ускользающее…»

Человек, помешанный на математике — именно так расшифровывается с английского языка выражение "math geek". Почему музыкант Артём Степанов выбрал себе такое название, он объясняет так:
«Я писал компьютерную программу для генерации фракталов в качестве дипломной работы. Мне пришлось для этого изучить много вещей из фрактальной геометрии, теории хаоса и нелинейных динамических систем. И как-то раз на одном из сайтов я нашёл такое определение фрактальной геометрии — типа «ох, это вообще очень странная наука, и вы даже вряд ли поймёте, что это такое, если вы, конечно, не math geek». Вот я и решил, что коли уж я понимаю, что такое фрактальная геометрия, то имею право называть себя Math Geek».

Nightout: Судя по твоему псевдониму, ты, Артём, неравнодушен к математике? Как связаны для тебя музыка и математика?
Math Geek: Я изучал математику, когда учился в колледже. Математика лежит в основе всякой науки и способна описать что угодно — музыку, человека, природу... Это очень красивая наука, и я люблю её так же как, например, живопись, литературу.
Насчет взаимосвязи — мне никогда не было понятно, почему людей разделяют на «физиков» и «лириков»? Ведь вполне естественно, когда человек, например, занимается ядерной физикой и в то же время пишет лирические стихи или детские сказки. Мне кажется, так и должно быть, это нормальное, полноценное состояние человека. Поэтому, например, мне импонирует название лейбла Art-Tek (совмещение слов «искусство» и «технология»), на котором готовится к выходу мой первый альбом.
Также и псевдоним Math Geek говорит о том, что «математик» вполне способен заниматься музыкой, что «физик» и «лирик» — это зачастую одно и то же лицо.

Nightout: Если я не ошибаюсь, предполагаемое название твоего дебютного альбома — "You Don't Know That I Love You"? Оно звучит весьма лирично. Извини за любопытство, насколько альбом будет автобиографичен?
Math Geek: Да, с этим альбомом связана вполне реальная история. В названии скрыто много подтекстов, но я вряд ли смогу их все объяснить словами. Каждый может понять такое название по-своему, и мне это нравится.

Nightout: Философский вопрос: как по-твоему, зачем люди пишут музыку?
Math Geek: Вообще люди занимаются творчеством, когда хотят и могут доступным им путем что-то сказать, выразить то, что в душе. Неважно, музыка ли это, стихи, проза или картины.
Главное, чтобы было что выразить — неважно, каким языком, с помощью каких знаков и символов.
Здесь в определенной мере важен процесс, а не конкретный результат, потому что результата в принципе быть не может. Как сказал Герман Гессе, «человек есть лишь попытка, лишь нечто движущееся… но двигаться он должен туда, где находится совершенство».
Так вот для меня музыка — способ найти, зафиксировать и показать самому себе очень тонкие и ускользающие вещи, способ душевного развития.
Более того, я склонен считать, что в действительности музыку никто из людей не пишет. Возможно, это Бог играет сам с собой, через людей. Автор музыки — определённо не человек (или человек — не автор музыки).
На самом деле, человек — он никто, лишь фрактальная единица среди множества себе подобных. А мера человека в том, насколько он способен пропускать через себя и выражать те вещи, которые витают в воздухе. Посему мне представляется невежественным говорить, например, что «это — моя музыка», и очень сомнительным — заниматься музыкой для того, чтобы зарабатывать деньги.

Nightout:
Какую музыку ты любишь?
Math Geek: Я люблю, когда в ней есть загадка и тайна, когда музыка проста, сдержанна и в то же время в ней есть накал, она глубока и драматична. Мне нравится, когда в ней совмещены, слиты противоположности. Это как в жизни — мужчина без женщины неполноценен, а женщина — без мужчины. Так же и в музыке.
Почему нельзя, допустим, соединить нежность и красоту с грубостью и жёсткостью? Если мне нравятся оптимистичность и радость, то почему мне не должны нравиться грустные и меланхоличные вещи? Мне всё это нравится, и мне всё это понятно, главное — всё нераздельно, всё вместе. Моя музыка — обо всём этом…
Не люблю однобокую музыку — как в случае с сугубо танцевальной (под которую можно танцевать, но в которой нет эмоций), академической музыкой (в которой есть эмоции, но потанцевать под которую вам вряд ли удастся) или так называемой экспериментальной музыкой (в которой нет ни эмоций, ни танцевальности).

Nightout: Но ты, наверное, как любой музыкант, хочешь найти понимание у широкой публики?
Math Geek: Музыкантом себя не считаю, почему — смотри выше. И по большому счету, мне наплевать на публику, причем именно на широкую (ей, я убежден, на меня тоже).
К успеху в таком понимании стремятся работники института массового потребления, создающие утилитарный продукт на потребу публики. Если продюсер делает, скажем, танцевальный трек, то для него очень важно, будет ли публика под это плясать или не будет — мне же абсолютно до этого нет дела, я не продюсер.
Как я уже говорил, есть музыка, а в ней что-то божественное, человеческое, жизненное и глубокое, какая-то философия и обязательно эмоции. И есть другое — просто «унца-унца». Как говорится, «если вы не знаете, что пить — пейте всё остальное».

Nightout: Артём, ты родился в Москве. Не собираешься вернуться туда или, может быть, переехать, например, в Петербург?
Math Geek: Для меня Россия — это один город. Переезжай — не переезжай, ничего от этого кардинально не изменится. Да, я родился в Москве, долгое время жил под Смоленском, потом в Новосибирске, теперь в Красноярске — принципиальной разницы нет.
Всё одно и то же. Если куда-то имеет смысл переезжать, то только за границу. Там ценится квалифицированный умственный труд, там можно работать на обычной человеческой работе и, не являясь зажравшимся чиновником или пронырливым бизнесменом, зарабатывать достаточное для нормальной жизни количество денег.
Соответственно, не нужно будет большую часть жизни тратить на добывание денег, и времени на музыку от этого будет больше. В России, к сожалению, до такого положения вещей пока далеко.

Nightout:
А можно задать такой каверзный вопрос — сколько стоит твоё выступление?
Math Geek: Мне раньше было даже немного обидно, когда меня так спрашивали. Я всегда затрудняюсь с ответом на подобные вопросы. Для меня сам факт того, что я могу делать музыку — уже самая большая награда, которая только может быть. И продавать то, что даётся даром, считаю для себя унизительным.
Я отвечаю обычно: «Если вам это интересно, то я выступлю… И если вам понравится, и вы сочтёте нужным мне сколько-либо заплатить за выступление, то я не откажусь. Если не заплатите нисколько — то и не надо».
Но большинство людей при таком раскладе готовы просто «сесть на шею» и пользоваться этим в своих целях, поэтому теперь я выступаю только в том случае, если состав участников либо идея мероприятия мне нравятся. В таком случае я готов выступить даже и без гонорара.
А если меня зовут выступать на какой-нибудь сомнительной «тусовке», в компании сомнительных людей, то, скорее всего, я откажусь, даже если мне предложат деньги. В России больше востребованы диджеи, которые играют одно и то же, совершенно безынтересный материал, но толпе большего и не нужно — ей бы лишь обожраться наркоты и потанцевать. И этим диджеям готовы платить деньги за то, что они просто развлекают толпу, хотя они чаще всего ничего из себя не представляют. Это шоу-бизнес, от которого я далёк. Поэтому я пока очень редко выступаю.

Nightout:
Ты что-то имеешь против диджеев в принципе?
Math Geek: Терпеть не могу людей, которые просто сводят пластинки — делают «колбасу» из чужой музыки и больше ничего. Этому можно научить и обезьяну, и она будет шикарно это делать.
Человек, как минимум, должен из себя что-то представлять — должен иметь какой-то статус, какие-то заслуги и личные достижения в области музыки, чтобы вставать за пульт. За музыкой всегда должна стоять личность. Иначе это превращается в смешную профанацию, по крайней мере, для меня это выглядит жалко и не представляет никакого интереса.

Nightout: Какой совет ты мог бы дать людям, начинающим заниматься музыкой?
Math Geek: Если человек рассчитывает на нечто большее, нежели сиюминутный успех, если он действительно намерен заниматься творчеством, то, прежде всего, не нужно стремиться к славе, к деньгам, к успеху, к тому, чтобы делать какую-то модную и востребованную в данный момент музыку, вообще ни к чему материальному не надо стремиться. Единственное, что нужно сделать, чтобы обрести всё — выразить Бога в своём творчестве. Нужно постоянно пытаться это делать. И если это получится, то остальное придёт само собой.

Nightout: Назови трёх людей, которых ты считаешь значимыми в истории человечества.
Math Geek: На самом деле я считаю значимыми гораздо большее количество людей, но раз надо назвать именно трёх, то я назову: Альберт Эйнштейн (потому, что мы родились с ним в один день, и я могу этим гордиться), Даниил Хармс (очень уж хороши у него «Анегдоты про Пушкина») и Борис Гребенщиков (потому, что я знаю, о чём его песни).

Nightout: И — последний вопрос — твоя мечта?..
Math Geek: Мечтаю уехать куда-нибудь в Ирландию или Уэльс, в деревню. Построить там дом, жениться, работать на ферме или на железной дороге, ходить на рыбалку, гулять с детьми по полям и другим живописным местам. А иногда по вечерам сидеть где-нибудь на берегу озера с ноутбуком и делать музыку.

Илона Гёзалян для NightOut.ru
октябрь 2007

 

история обновлений

pассылка

обратная связь

карта сайта

english version

 56stuff.ru 

 пресса 

 math geek для nightout.ru 

о проекте | партнёры | пресса | авторы | благодарности